ТЕКСТ: СТАНИСЛАВ СМАГИН «Казнить нельзя помиловать». Помните эту фразу? Еще в школьные времена моя учительница по русскому языку на примере этих трех слов объясняла мне важность пунктуации. Конечно, сегодня от пропущенного знака препинания вряд ли будет зависеть чья-то жизнь, но может именно поэтому уровень грамотности так стремительно падает? СМСки, твиты, посты: сегодня эра мгновенных сообщений. Но порой в подобных предложениях просто теряется смысл из-за того, что автор напрочь забыл о пунктуации.
Примерно такие мысли летали в моей голове, когда я читал чью-то твиттер-ленту. Тут-то мне и пришла в голову идея: сделать приложение, в котором бы каждый смог проверить свое знание русского языка. Более того, каждый бы смог вспомнить правила пунктуации прямо в игре и пройти тест еще раз, но уже на отлично! Так и появилась обучающая игра «Пунктуация».
Интерфейс
Геймплей игры прост. Игроку предлагается расставить знаки препинания в пропущенных местах, а после проверить правильность расставленных знаков. Соответственно и интерфейс придумался простым: текст, пропущенные места выделены рамочкой. Тапаешь по рамке, появляется всплывающее окно-подсказка в котором 4 знака препинания. Предполагалось, что игрок сможет набирать любую комбинацию знаков, например, : « для прямой речи и т. п. Куда уж проще. Но на первом же плейтесте выяснилось, что подсказка с кнопками воспринимается пользователем как селектор, то есть надо выбрать один из предложенных знаков. В итоге на сложных местах, где надо было ввести более одного знака, игрок впадал в ступор.
Ну что ж, пошли дальше. Сделал клавиатуру из 8 кнопок с уже готовыми возможными комбинациями, саму клавиатуру перенес на фиксированное место, в нижней части экрана. Игроки на плейтестах стали чувствовать себя более уверено. Осталась одна проблема: «А как стереть запятую?». Действительно, про это я как-то не подумал. Добавил кнопку «стереть», справа от восьми кнопок со знаками препинания. А чтоб она как-то отличалась от знаков, сделал ее чуть больше и темней. Результат оказался забавным: из-за того, что кнопка находилась в правой части моей мини-клавиатуры, да еще и отличалась по внешнему виду, игроки упорно жали ее, как кнопку Enter — для завершения текущей карточки. И только спустя еще несколько итерраций был найден оптимальный вариант внешнего вида клавиатуры.
Важность плей-тестов нельзя переоценить. Пожалуй, эта стадия разработки была самой интересной. Огромное спасибо за помощь коллегам по работе, которые и оказались моими тестерами. Некоторые их идеи по оптимизации интерфейса еще не реализованы, но я считаю, что интерфейс получился простым и понятным. По этой причине я отказался от какого-либо туториала и пока не получил ниодного отзыва в стиле «а как тут играть».
Контент
«Казалось бы, что может быть сложного в поиске 200 предложений?» — думал я, приступая к этой задаче. Сразу был сделан редактор, без него разработка бы затянулась надолго. А так: вставляешь предложение, выделяешь места пропущенных знаков, сохраняешь. А вот дальше началось самое интересное. Предложения-то найти действительно не сложно, но вот объяснить все знаки препинания оказалось невозможным. Кто ж знал, что Пушкин, при всей простоте формирования своих мыслей, использует так много авторских знаков. Или, например, Блок, который прозу пишет так, будто это белый стих, а для отбивания ритма использует все те же запятые. В итоге добрая четверть отобранных предложений была отметена из-за огромного количества совершенно необъяснимых авторских знаков препинания.
После того как более менее были подобраны 220 предложений, прописаны правила для всех знаков, я решил, что мне нужен второй человек, который бы выступил в роли редактора, гуманитарий, который бы проверил все то, что сделал технарь. Такой человек был найден. И тут выяснилось, что я наделал кучу ошибок. Некоторые места, которые я радостно объяснил найденными правилами, либо объясняются совсем иначе, либо вообще являются авторскими знаками препинания. В общем, была потрачена еще неделя на редактирование предложений. Но в целом, работа над этой частью проекта мне понравилась.
Продвижение
Неоднократно, в том числе и на iphones.ru, я встречал статьи на тему продвижения своих приложений. Писали, что это не так сложно, можно обойтись минимальным, а то и нулевым бюджетом. Еще раз перечитав все советы, я радостно принялся за работу. Ниже тезисно опишу результаты, выводы, к которым я пришел, работая над продвижением.
1. Письма обзорщикам. Как советовали, писал письма, индивидуально подходя к каждому обзорщику. Но как выяснилось, им все равно, как написано письмо. Они просто ответят тебе стандартной формой. Так что не стоит тратить время на сочинение писем, можно отправлять всем одинаковый текст.
2. Обзорщики не идут на уступки. Общаясь с владельцами порталов, я понял, что на другом конце интернета сидят такие же люди, как и я, желающие заработать. Называть конкретные ресурсы не буду, но скажу вилку цен. Нынче обзорщики просят от 1000 рублей за ресурс с 20 тыс. посетителями до 6000 рублей за 80 тыс. посетителей.
3. Продвижение в соц. сетях. Я попробовал продвигать приложение в группах вконтакте. Это были сообщества, связанные с русским языком, а не айфонами и айпадами. Я написал 6 владельцам групп. Двое из них запросили деньги, около 1000 рублей за новость в группе с ~75 тыс. подписчиков, еще двое на бесплатной основе опубликовали запись об игре.
Надо учесть, что речь идет о российском рынке и, соответственно, о русских обзорщиках. Возможно, такая ситуация с продвижением приложения свойственна только нашему рынку.
Помимо обращений к обзорщикам для продвижения игры были созданы группы вконтакте и фейсбуке и заведен твиттер. Пока рано говорить, насколько это выгодно, но мне кажется, что это себя не оправдает. Гораздо полезней в этом плане должен быть сайт — http://punctuation.prismalogic.com, который я также сверстал, вспомнив все свои знания по html. Заморочился с адаптивной версткой, в итоге остался доволен результатом: сайт отлично выглядит как на домашних мониторах, так и на экранах мобильников.
Еще я сделал небольшое видео, в котором показывается, как играть в «Пунктуацию». Снимать этот ролик было очень весело. В домашних условиях, со всеми подручными средствами вместо штативов и профессиональных камер :) А самым сложным во всем процессе подготовки видео оказалось найти музыкальный фон для видеоряда. И главное, я знаю, как должна звучать музыка, но поиска по мыслям и напеваниям под нос гугл, увы, еще не изобрел. В итоге где-то в интернете посоветовали http://vimeo.com/musicstore. Там очень много разной музыки, неплохой поиск с фильтрами, есть как платные так и бесплатные композиции.
Заключение
Работа над приложением оказалась крайне интересной. И по-моему, оно получилось неплохим. Большое спасибо тем, кто помогал мне и принимал участие в разработке. Надеюсь, что вам понравится игра, буду рад увидеть ваши отзывы здесь и в iTunes.
iPhone + iPad: Freemium [iTunes link]
36 комментариев
Форум →Grammar Nazi detected!
(=
Как нарочно (или это я один “повелся”): История, полезная каждому… Специально, да? )))
@maxlay, уже не один )
@danielb, молодцы, первый квест сдан ;) Теперь качайте!
В свете темы статьи очень интересно выглядит пропущенная запятая в ее заголовке: «История полезная каждому»…
@danielb, так задумано. В приложении такие обороты встречаются вдоль и поперек.
Интерфейс просто супер! Научиться бы делать такой…
@ivic, Кстати, может кто знает, как называется такой стиль интерфейса?
Эй!А можно тож самое на mac??? Без ios?
Черт! Делаем такое де приложение =(
Диз немного другой, но, блин, обидно
Уверены, что “уровень безграмотности так стремительно падает”? Может, растёт? Или это тоже так задумано?
@WhyN0t, с чего ему расти?
@Артур Малосиев, причин не знаю, но то, что даже публичные люди не стесняются оставлять в твиттере посты с кучей ошибок, лично мне о падении уровня безграмотности точно не говорит
@WhyN0t, похоже исправили на “уровень грамотности”
Тапаешь по рамке, появляется всплывающее окно-подсказка (ЗАПЯТАЯ) в котором 4 знака препинания.
«допущено 0 ошибок» могли бы заморочиться и написать «вы не допустили ошибок».
@Avatar4pro, http://www.youtube.com/watch?v=oolP65DLQLY
Вдохновиление черпали из Ерундопеля, ударника и орфографа?)
Отличная идея!
Если кому-то хочется хардкора, можете купить ЕГЭ Русский язык от ABBYY. К сожалению стоит 169 рублей, зато помогает выровнять самооценку.
Зачетное приложение! Мастхев! ))) раза с 3го или с 4го получилсь на 5ку сдать тест))
Боже… Боже!!! Спасибо за такое! За фришку – тем более спасибо! Отлично, давно искал что-либо подобное.
@look1d, UPD. Наеб*лово. Увы =(.
Разве в предложении “Она говорила быстро*быстро.” на месте звёздочки(*) должна стоять запятая, а не дефис? Это ошибка или я такой неграмотный?
В приложении даны цитаты классиков, которые зачастую сами решают, какие знаки ставить. Я бы поставил дефис.
@Артур Малосиев, тогда каким правилом это проверяется?
Пишутся через дефис:
1. Лексические образования, представляющие coбoй:
а) повторение того же самого слова, например: маленький-маленький, еле-еле, чуть-чуть, постояли-постояли и разошлись (значение ограниченности по времени);
б) повторение того же слова или той же основы, но с разными окончаниями или приставками, например: день-деньской, рад-радехонек, один-одинешенек, давным-давно, черным-черно, мало-мальски, мало-помалу, крепко-накрепко, крест-накрест, толстый-претолстый, как-никак, волей-неволей, также один-единственный;
в) сочетание двух синонимических слов, например: нежданно-негаданно, тихо-смирно.
@Артур Малосиев, Это да, но тред начался с вопроса про запятую
@omgwtflaserspewpewpew, Спасибо за замечание. Подбирая предложения, я старался убирать всю авторскую пунктуацию, но кое-где она действительно могла остаться.
Вначале дико порадовался идее такого приложения, купил полный набор карточек и бросился их решать.
Но 95% всех карточек — это цитаты из художественных произведений прошлых веков, причем почти всегда с такими конструкциями предложений, которые ни один россиянин не использует в письме лет сто, а то и все двести. Классика незыблема, но учить пунктуацию по ней никогда не стоило. Орфографию — да, другое дело.
Поэтому обучающе-тренировочный аспект тут крайне слаб. Во многих случаях пунктуация автора очень спорная или следует тем правилам, которые уже давно не собюдаются. А благодаря тому, что структура этих приложений заморочена сверх принятой сегодня меры, почти все разбираемые примеры ничем не помогут человеку, живущему в 21 веке.
Рекомендация разработчику: обратитесь к более-менее современным текстам (спасибо за Стругацкого, но этого мало) и сделайте второй пакет карточек. Пусть первый решают те, кому интересен сам процесс, а второй — те, кто хочет себя проверить. Вот такое ИМХО.
@Никита Горяинов, Спасибо за отзыв. Да, такие мысли есть. Старался не использовать предложения с авторской пунктуацией, но сложная стилистика классических произведений действительно напрягает. Обязательно будет апдейт.
попробовал. неплохо, но не обучающе. сухие правила, как констатация. я уже давно со школы не помню, что там такое сложно сочиненное, сложноподчиненное и тд и тп.
Совет попроще сделайте – типа “здесь необходимо было поставить запятую, потому что … ” тем более карточек у вас пока не так уж и много
@max_im, очень редко, где можно дать объяснение правила простыми словами, почти везде приходится использовать всякие термины. Но я попробую что-нибудь придумать, чтобы правила были написаны более простым и понятным языком. Спасибо за отзыв.
и в продолжении коммента от Никиты Горяинова, готов только поддержать и вспомнить одну из цитат(с) М.Веллера – “Зачем я должен доказывать скудоумным, что синтаксис есть графическое обозначение интонации, коя есть акустическое обозначение семантических оттенков фразы, а нюансы-то смысла и возможно на письме передать лишь индивидуальной, каждый раз со своей собственной задачей, пунктуацией?”
То есть, в основном, автор пишет так, как считает нужным, чтобы его фраза звучала при прочтении и плевать при этом на правила.
Так что, побольше простых отрывков из деловых писем, с ситуациями, где люди в основном допускают ошибки.
…и не могу не отметить – твердую 5 за интерфейс и юзабилити. все очень гармонично, красиво и приятно к использованию
@max_im, Спасибо, на интерфейс было потрачено немало времени, как на отрисовку, так и на юзабилити. Приятно, что это не остается незамеченным.
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Как включить отзеркаливание фото при съемке фронтальной камерой iPhone на iOS 14
Как включить автоматическое воспроизведение музыки в AirPods
Как включить LTE на iPhone
Куда надежнее отдать на ремонт iPhone и Mac?
Чем отличается адаптер питания Apple мощностью 20 Вт и и адаптер мощностью 18 Вт
Добавляем пустой виджет на экран блокировки iOS 16. Настройте локскрин по-своему
Как пользоваться приложениями бесплатно, если требуется оформить подписку
Почему iOS 12 требует ввод пароля при подключении к CarPlay