Создание приложения для iOS-гаджетов является трудоемким и длительным процессом, в котором задействованы люди самых разных профессий. Далеко не последнюю роль здесь играют создатели всех тех мелодий, которые мы с вами насвистываем после прохождения очередного хита из App Store. Сегодня мы познакомимся с одним из таких людей — звуковым дизайнером из Украины Владимиром “Dargalon” Савиным. Он уже успел отличиться несколькими саундтреками для Gameloft, ряда отечественных геймстудий и написал очаровательную мелодию для последней игры компании Zeptolab Cut The Rope: Experiments. Он любезно пригласил нас в святая святых — студию звукозаписи, откуда мы вам обо всем и расскажем.
iPhones.ru: Вова, расскажи, пожалуйста, о том, как ты пришел к тому, чтобы заняться аудиомейкингом для iOS? Была ли до этого работа на других платформах?
Dargalon: Началось всё после презентации App Store. Сразу же стало ясно, что только ленивый не будет писать приложения для тогда ещё iPhone OS (я сам в то время делал небольшие приложения), и понятно, что в основном это будут игры. В тот момент у меня уже был iPhone 2G, которым, кстати, пользуюсь и сейчас ;) Именно он дал возможность работать с играми, тестировать их и накапливать опыт работы с этой платформой. Фактически iOS является моим первым выходом в мир озвучивания игр. До этого я много работал для себя, накапливал материал, изучал разные игровые проекты, учился. Желание разрабатывать игры было ещё с мелкого возраста, со времен Mario :)
iPhones.ru: Насколько мне известно, большинство iOS-проектов, представленных на твоем сайте dargalon.com, ты сделал, будучи фрилансером? Почему фриланс, а не работа в компании?
Dargalon: Так и есть. Но на самом деле зачастую фриланс является дорогой к работе в компании. Так и вышло: сейчас я работаю в компании Gameprom, с замечательным коллективом и интересными проектами. Кстати говоря, компания Gameprom получила престижную премию от Apple в 2010 году за отличные симуляторы Pinball, до сих пор лучшие в AppStore. Сейчас фриланс для меня – это способ накапливания портфолио и опыт в проектах разных жанров. Это всё жутко интересно, да и музыка для игры может быть в разных стилях – от Latino и до Industrial Metal.
iPhones.ru: В какой момент к тебе стали обращаться известные геймстудии?
Dargalon: Момент этот очень размыт. Сказать точно не смогу, ибо игровые проекты либо получали известность уже после выхода в продажу, и компания, с которой я начал работать, становилась известной и прибыльной, или разработчик с перспективным проектом предлагал поработать над звуковым оформлением для игры, которая, например, будет издаваться Chillingo.
iPhones.ru: Что ты предпринял для того, чтобы продвигать самого себя как опытного композитора? Соцсети, сайты? Какие?
Dargalon: Тратил массу времени на музыку, её написание, совершенствование навыков работы с ПО. К моменту, когда я озвучил свой первый игровой проект, я написал более 1800 треков, различных по стилю и эмоциям. На это ушло около 6 лет. А вот как начал продвигать – с этим довольно просто. Изучил отечественные компании, которые работали в направлении AppStore, и написал им письма с предложением своих услуг. Первой тогда откликнулась украинская компания Alcomi, с которой работаю и сейчас. Также мне неплохо помог в этом плане топик на iPhones.ru, в разделе Работа. В начале 2010 года запустил свой сайт, огромную помощь в этом оказала компания Alcomi, предоставив собственный отличный хостинг. Сайт был написан совместно с моим дядей, а дизайн был создан за один вечер.
iPhones.ru: Каким профессиональным оборудованием ты пользуешься? Вообще, расскажи про свои гаджеты, программное обеспечение, которые помогают тебе делать свою работу?
Dargalon: В основном это компьютер. Причём именно Windows ПК, т.к. масса удобного мне инструментария для работы со звуком и музыкой просто отсутствует на Mac OS, а пользоваться необоснованно дорогими и не очень удобными продуктами для этой платформы – как минимум бессмысленно. За всё это время перепробовал огромное количество различных музыкальных инструментов и устройств синтеза звука.
Сейчас я использую современный ноутбук Lenovo на базе процессора Core i7, внешнюю звуковую карту Complete Audio 6 от Native Instruments, FL Studio, сотни гигабайт лицензионных VSTi библиотек, а также множество струнных и духовых инструментов, поскольку не только софтом единым живём. Конкретно в работе над iOS играми использую iPhone и iPad 2 для тестирования результатов своей работы.
iPhones.ru: Сколько времени уходило или уходит сейчас на работу? Ты ей поглощен с утра до вечера или уделяешь ей определенное строго контролируемое время? В разрезе фрилансера, конечно.
Dargalon: Я бы сказал с утра до утра :) Сейчас время значит больше, чем когда-либо. Трачу всё своё свободное время на музыку, если таковое появляется в разрезе между основной работой в студии. Вообще не представляю, как можно отводить любимому делу строго определённое время? Ведь этим живёшь. Контролировать процесс написания музыки – это неблагодарное и довольно бессмысленное дело, т.к. музыка в мыслях постоянно. Вдохновение может настигнуть внезапно в выходной день, глубокой ночью, ранним утром – и просто махнуть рукой на время суток невозможно, сразу хватаешь хотя бы диктофон и напеваешь, чтобы через минуту не забыть мелодию.
iPhones.ru: Как на тебя вышли братья Войновы из Zeptolab или ты сам предложил свои услуги? Ведь, саундмастером в первой части Cut The Rope был другой человек.
Dargalon: Узнав о ZeptoLab в конце 2010 года, я написал им письмо. Ответ не заставил себя ждать – ответил Семён Воинов. Он написал, что моё творчество им очень нравится, но на данный момент у них уже налажено сотрудничество с музыкантами. Семён пообещал, что на будущий проект компании они обязательно со мной свяжутся. Так и получилось: в июле этого года я принял участие в озвучивании новой Cut the Rope: Experiments. Что примечательно, у игры теперь два композитора. Александр Фалинский участвовал в ремикшировании оригинальной темы меню, а я же озвучил всю сюжетную мультипликацию и написал новую внутриигровую тему.
Микрофонная комната, где происходит запись голоса
iPhones.ru: Был ли негативный опыт работы? Недовольные клиенты, некрасивые поступки заказчиков?
Dargalon: Опыт такой, конечно же, был. В основном это неадекватное восприятие сроков разработчиком. Нет, если разработчик хочет получить “фаст-фуд” – он его получит, но я так не работаю, кроме исключительных случаев. Вообще не хочется об этом говорить.
iPhones.ru: Не могу не спросить про финансовую сторону фрилансерства. Отойдем от привычных купюр. Хватает ли работы в качестве фрилансера? Достойные ли заработные платы?
Dargalon: Работы масса, но чаще всего это небольшие казуальные проекты, которые отнимают много времени, являясь при этом довольно дешевыми. Не стоит забывать, что в основном это инди-разработки с весьма скромными бюджетами. Говорить о какой-либо прибыли без постоянного потока заказчиков тут бессмысленно.
iPhones.ru: Какими проектами ты особенно гордишься? И почему?
Dargalon: Проектов достаточно много, и на то, чтобы конкретно выделить их все уйдёт масса времени. Даже на моем сайте опубликованы не все проекты, в разработке которых я принимал участие. Скажу так: я горжусь не только играми, вышедшими у крупных издателей. Среди таких проектов есть и замечательные инди-разработки. Тем не менее, точно могу сказать, что горжусь своей последней крупной работой для ZeptoLab. Я получил массу удовольствия при работе над музыкой к Cut the Rope! Также предметом гордости являются свежевышедший Demolition Master 3D от Appmania и несколько проектов в Gameprom.
iPhones.ru: Что интересного ты делаешь сейчас?
Dargalon: Работаю над несколькими AAA проектами мирового уровня, готовящихся к выходу на ПК, XBOX 360 и PS3. И проектами поменьше, но не менее интересными :)
iPhones.ru: Вова, я слышал, что ты выпустил в iTunes собственный музыкальный альбом. Откуда появилась идея сделать это и продается ли он активно?
Dargalon: Он был выпущен ранней весной этого года. Поскольку я не занимался его продвижением и не делал рекламных кампаний, его продажи минимальны. На самом деле он является больше элементом портфолио – вот, мол, есть даже альбом в iTunes :) Сейчас в процессе записи находится другой альбом – даже не альбом, а скорее сборник эпичной музыки, предназначенной для озвучивания трейлеров. Он будет предложен различным студиям по производству фильмов и также выйдет в iTunes Music Store.
Маленький блиц-опрос:
1. Сова или жаворонок? Сова
2. iOS или Android? iOS
3. Стив Джобс или Тим Кук? Стив Джобс
4. Фриланс или компания? Компания
5. Чай или кофе? Чай
Владимир согласился снять маленькое видео со своим участие, для которого он предоставил эксклюзивную мелодию, которая не вошла в Cut The Rope: Experiments. Вообщем, смотрите сами:
iPhones.ru: Вова, что бы ты хотел сказать напоследок? Привет читателям нашего сайта?
Dargalon: Никого не слушайте, идите к цели и всё получится! Читайте Кастанеду :]
62 комментариев
Форум →Это гениальный человек! Обожаю музыку из cut the rope!
@Buff, Здорово, хорошо, среди наших людей есть такие успешные профессионалы)
@Boasnake, которые скоре всего сразу же уедут, как их пригласят работать в европу или америку
@krol44, все может быть, может и останется, если все устраивать будет
@krol44, Любой нормальный человек должен так поступить, это проявление стремления к лучшему. Было бы в России побольше таких людей, тут было бы намного лучше. Каждый народ заслуживает своей участи.
Чет слишком маленькое помещение :/
@krol44, маленькое, да удаленькое)
епнть, FL Studio =)
Исправте в одном из последних абзацов: iTunes Muisc Store.
@Theodore Plesha, пожалуйста, разумеется:)
@nebazilik, конечно, куда лучше Senior Sound Designer.
“В основном это компьютер. Причём именно Windows ПК, т.к. масса удобного именно мне инструментария для работы со звуком и музыкой просто нет на Mac OS…”
Человек из прошлой жизни. На Mac OS сейчас есть абсолютно всё! Нету разницы в какой системе работать.
@ibananov, Салют!
пожалуйста, человек из будущего, можно скриншотик FL Studio в Mac OS?
@Dargalon, Parallels, дружба, жвачка!!
@Nomion, Не смеши. Для профессиональной работы c аудио Parallels ну ни как не подходит.
@revizer, Для профессиональной работы FL Studio – это дилетанство высшей степени.
@ibananov, :D
дорогой, иди далеко))) ооочень далеко))) пока я не выписал страниц на 20 почему ты не прав, и завершу всё интервью замечательных композиторов и мэтров которые используют FL Studio ;)
разговор окончен, специалист ;]
@Dargalon, О. Так вы ещё и хам. Или вас просто задело “дилетанство”. Если задело, значит правда в этом есть))).
@ibananov, меня задел глубочайший маразм в сторону FL Studio. Для начала ткни пальцем на недостающий функционал в FL Studio 10.
@Dargalon, Не будем разводить спор по-поводу ПО. Это долго и нудно. Я просто уверен, что вы в будущем не будете работать в этой программе)))))
@ibananov, Согласен. Согласен.
@Dargalon, Послушал ваши треки в iTunes. Вы многого достигли в FL, но большего вы не добьётесь там. Если хотите развиваться, а не консервироваться, убирайтесь по-дальше от FL Studio. Я серьёзно, вы ещё вспомните мои слова. А то, что вы амбициозны, это даже хорошо.
@ibananov, Спасибо :)
у меня параллельно есть и Cubase, на маке Pro Tools и масса другого софта. Есть где работать и из чего выбирать.
@Dargalon, Ну вот видите)))) А вы все фрутик, да фрутик)))))))) Я же знал, что всё не так просто!
@ibananov, У хорошего мастера есть и рубанок, и стамеска и топор … Он не зацикливается на одном инструменте из-за каких-то там убеждений.
@ibananov, у тебя кособокий подход к творчеству. Это как в фотографии, когда мастер сможет сделать хороший снимок на любой камере независимо от производителя, а ты же лижешь только железо (в нашем случае – софт). Dargalon доказал, что он умеет работать, а с какой горы ты спустился – я не знаю. Пройдем в парную за провокации и дилетантство.
@ibananov, Фрутика на маке нету, а если композитору удобно работать на нём, зачем что то менять.
@Артур Качаев, просто ibananov хочет показать нам свою крутость и настаивает на единственно правильном мнении :)
@ibananov, эх! Как глупо было надеяться что уязвлённые макосьники не развяжут холивар…
А вообще с появлением хакинтоша, по прошествии WOW стадии, я стал понимать что мак ось х далеко не самое первое преимущество продукции эппл… Windows 7 с последними обновлениями абсолютно рабочая система если всё сделать как надо.
В макоси удобнейшим образом организован доступ к приложениям, красивейшее оформление, а вот серфить в интернете на винде намного приятнее и удобнее: док и менюбар перекрывают всё к чертям, а левые фуллскрин моды (или то что у льва) мешают быстро переключаться с браузера на другие задачи.
Ну а насчёт приложений вы всё таки неправы: да, для мака почти всё есть… Но на один маковский CCC приходятся по 10 аналогичных приложений для винды.
@Lapkonium, >> Но на один маковский CCC приходятся по 10 аналогичных приложений для винды.
Ключевая фраза.
Сам перебрался с Windows на OS X и испытываю проблемы.
Более того, Windows 7 мне постабильнее и пошустрее Lion’а будет.
@revizer, Lion сырой, пользуйтесь Sno Leo
@ibananov, Я уж понял. Но для отката нет бэкапа.
@Lapkonium, серфить в инете удобнее на Windows быть не может, хотя бы потому, что в Win нету инерционной прокрутки, жестов смахивания вперед-назад и пинч ту зума. А еще там нет возможности создать несколько раб. столов и переключаться между ними элементарным смахиванием четырьмя пальцами. Хотя, если юзать обычную мышку, то да, с ней мак неудобен… Тут нужен Magic Trackpad и Magic Mouse, когда к ним привыкнешь, не будешь представлять как работал без них раньше. Вся фишка макоси в жестах: щипнул – получай все приложения, свайпнул вверх четырьмя пальцами – вот и все твои окна, сцапал файлик тремя пальцами – тащи куда хочешь. И так далее.
Насчет шустрости – Win7 какая то странная, то она работает быстро, потом вдруг начинает без остановки шуршать жесткий диск (монитор ресурсов указывает на системные процессы) и все надолго затормаживается… А Лев при успешной установке работает абсолютно так же как и Сноу Леопард. Только одно в нем напрягает – нестабильный вайфай, но это я думаю скоро это пофиксят))
@vdriver6661, Кстати нестабильный вай фай у меня только на imac’е, на прошке 2008-ого полёт нормальный
@Lapkonium, У каждого свои тараканы. Как по мне, преимущества Mac Os очевидны. Не нравится, не пользуйтесь, но утверждать, что на Mac Os чего-то нет только потому,что там нет вашего нафиг не нужного(в проффесиональной среде) FL Studio не нужно! Люди очень много лет испытывали неудобства из-за отсутствия на маке многого! Сейчас совсем другое время! Не вводите людей в заблуждение, которое уже переросло в легенду!
@ibananov, Я просто и предположить не мог, что вы работаете в этом утопическом хосте!)))))) Мне вас жаль, если возможностей этой программы вам хватает!
Владимир, получали ли вы музыкальное образование? Или пришли ко всему самостоятельно?
@kr1k, есть конечно :)
Можете опубликовать ссылки на ваши альбомы в iTunes?
@Amator, ссылка на альбом находится у меня на сайте.
но могу и продублировать http://itunes.apple.com/us/album/tonalkain/id423379883
@Dargalon, я сайт еще не успел посетить) Спасибо!
@Amator, пожалуйста :)
Тоже есть вопросы к Dargalon.
Почему именно FL? Пробовали ли альтернативные инструменты? Cubase?
Какую акустику предпочитаете (Sennheiser, AKG…)?
@heximal, пробовал массу софта, Cubase, Pro Tools, Logic и т.д.
в FL Studio масса мощнейшего инструментария, которые “специалисты” любят окрашивать в коричневый цвет, потому что им удобно работать в других семплерах)
хотя в то время когда они пользовались на пример Cubase, тогда ещё Fruity Loops, был просто навороченной драм машиной.
Sennheiser.
@Dargalon, Здраствуйте Владимир! Такой вот вопрос,вы всю свою музыку абсолютно с нуля пишите? Или бывает используете готовые лупы, в качестве перкуссий например.
@3xploit, всё что касается ритма в основном собирается вручную.
не думал, что на фруктах можно писать профессиональный звук, извините.
фрукты имеют призвук, его слышно.
здесь два варианта: либо продюсер не знает и не хочет учить другие программы (тот же эблтон лайв на мак замечателен), либо для i-гаджетов и этого хватает.
но опять же, пишет и на ПК, и на ПС3..
странно.
Complete Audio 6 конечно одобряю, хотя она и новая (май-июнь этого года)
так что вывод один: продюсер еще молод в профессиональном плане и есть куда расти.
что же, удачи;)
@Максим “makbrown” Жадан, привет DJ.
Вопрос на засыпку, призвук чего у фруктов?
Читай выше касаемо иного софта. Я отлично выполняю все свои идеи и задачи в FL.
“продюсер еще молод в профессиональном плане и есть куда расти.” – сказал DJ собирающий музыку из лупов.
Есть что показать своего, профессионального?
Dargalon, а что у вас за мониторы?
@nnm1, Mackie MR8
Нету разницы, в чем писать музыку. Для электронной музыки больше всего подходит FL Studio и Cubase. Для живой музыки идеальными являются Logic/Pro Tools.
@Skotinka, ну неужели никто не знает что FL Studio уже давно не Fruity Loops?
Dargalon тесненько у вас, тесненько. Ни развернуться, ни пятку почесать. Нужно расширяться :)
@Skotinka, на видео показано помещение именно с оборудованием. Это 1/4 всего кабинета, уголок.
К вопросу о том, на чем писать музыку…
Как говорит мой папа, “Публика дура, ей балаган подавай”.
Подавляющее большинство пользователей настолько далеки от всех этих тонкостей, что вообще не способны оценить, какая озвучка сделана хорошо, какая плохо, я уж не говорю о том, чтобы почувствовать разницу между композицией, сведенной во фруктах и в чем-то другом.
Это способны сделать единицы.
Ну и к тому же, качество звука, которое способны выдавать iГаджеты, все-таки нe hi-fi.
Всем известна любовь Стива Джобса к музыке и как следствие высокое качество iPod-технологии.
Но надо отдавать себе отчет в том, что это все-таки несколько другой сегмент музыкального оборудования.
ЗЫ. Это не призыв делать халявную озвучку!))
Из стоящего в кадре ценны кожанное кресло и аймак :)
Не инструментарий главное а руки и голова
Но выпустив немало саундтреков к играм и тв продукции давным давно разросся хреновой тучей аппарата и безумно весь его люблю
Автору желаю успешной работы и расширению сетапа, что нименуемо для превращения саунд работ в ежедневный светлый и радостный труд
Мой топик на форуме мне тоже когда то помог немного, но нашел себя у зарубежных заказчиков по большей части
А фл конечно, у Владимира рано или поздно выйдет из обихода, как пить дать, как ттолько появятся новые нужды в рабочем процессе
@stekme, интервью не ради мерянья девайсами проводилось. Это не музыкальный сайт. Кому интересно что у меня ещё есть – могут спросить отдельно.
@Dargalon,
Пожалуста перечитайте пост с начала, в нем подводных камней)
@stekme, Честно? Меня здрали все кто гнёт на FL Studio не написав в нём ничего толкового или вообще ничего.
Я использую разный софт. Хватит зацикливаться.
Точка и конец дискуссии.
да нет дискуссии.
есть статистика.
и говорит она о том, что большинство начинает писать в фл, а потом перерастает на более профессиональный софт.
есть очень-очень известные продюсеры, которые пишут на фруктах, но их мало. тот же deadmau5.
раз уж Вы кинули камень в мой огород, то скажу, что я не продюсер, я был недолгое время (~1,5 года) лайв-диджеем за деками (pioneer cdj-1000 mk3) и микшером (pioneer djm-400)
для андеграундных стилей, которые я играл (интеллиждент, юк гараж, ликвид фанк,нейрофанк, хардтранс) этого вполне хватало.
но возникли проблемы с ушами, пришлось бросить эту карьеру, техника была распродана.
затем я был клавишником в местной говняненькой пост-электронной группе на не менее говняных клавишах. В этой же группе я был звукоредактором. Вот это уже достойно чуть ли не славы, потому что не поверите, насколько там дерьмовый был саунд и инструменты.. то есть мне приходилось делать настолько огромную работу, чтобы потом это было нормальными треками, так что здесь опыт звукорежиссирования был получен колоссальным:)
а по поводу треков, есть у меня два полных и с десяток полу-демок. оба написанные на фруктах, да))
никогда не акцентировался на создании музыки. а может, просто времени не хватало..
Вас ни в коем случае не оскорбляю, но желаю и Вам и правда не зацикливаться ни на платформах, ни на аппаратуре, ни на чьих-то советах тем более ;)
я раньше в FL тоже работал, только зрение испорттил http://www.youtube.com/watch?v=bvKe1VzOZLQ&feature=relmfu
Dargalon: FL Studio уже давно не Fruity Loops?
Володя – браво!!!
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Как изменить номер SMS-центра на iPhone?
Как на iPhone посмотреть карту с местом съемки всех фотографий
Как в iOS добавить ярлык любого сайта на рабочий стол
Как раздать интернет с iPhone на Mac по кабелю
Как очистить оперативную память iPhone перед запуском требовательных программ
Можно ли играть в игры во время зарядки iPhone
Как включить уведомления о COVID-19 в iOS 13.7
Как поменять учетную запись в Apple Music