
Создание приложения для iOS-гаджетов является трудоемким и длительным процессом, в котором задействованы люди самых разных профессий. Далеко не последнюю роль здесь играют создатели всех тех мелодий, которые мы с вами насвистываем после прохождения очередного хита из App Store. Сегодня мы познакомимся с одним из таких людей — звуковым дизайнером из Украины Владимиром “Dargalon” Савиным. Он уже успел отличиться несколькими саундтреками для Gameloft, ряда отечественных геймстудий и написал очаровательную мелодию для последней игры компании Zeptolab Cut The Rope: Experiments. Он любезно пригласил нас в святая святых — студию звукозаписи, откуда мы вам обо всем и расскажем.
iPhones.ru: Вова, расскажи, пожалуйста, о том, как ты пришел к тому, чтобы заняться аудиомейкингом для iOS? Была ли до этого работа на других платформах?
Dargalon: Началось всё после презентации App Store. Сразу же стало ясно, что только ленивый не будет писать приложения для тогда ещё iPhone OS (я сам в то время делал небольшие приложения), и понятно, что в основном это будут игры. В тот момент у меня уже был iPhone 2G, которым, кстати, пользуюсь и сейчас ;) Именно он дал возможность работать с играми, тестировать их и накапливать опыт работы с этой платформой. Фактически iOS является моим первым выходом в мир озвучивания игр. До этого я много работал для себя, накапливал материал, изучал разные игровые проекты, учился. Желание разрабатывать игры было ещё с мелкого возраста, со времен Mario :)
iPhones.ru: Насколько мне известно, большинство iOS-проектов, представленных на твоем сайте dargalon.com, ты сделал, будучи фрилансером? Почему фриланс, а не работа в компании?
Dargalon: Так и есть. Но на самом деле зачастую фриланс является дорогой к работе в компании. Так и вышло: сейчас я работаю в компании Gameprom, с замечательным коллективом и интересными проектами. Кстати говоря, компания Gameprom получила престижную премию от Apple в 2010 году за отличные симуляторы Pinball, до сих пор лучшие в AppStore. Сейчас фриланс для меня – это способ накапливания портфолио и опыт в проектах разных жанров. Это всё жутко интересно, да и музыка для игры может быть в разных стилях – от Latino и до Industrial Metal.
iPhones.ru: В какой момент к тебе стали обращаться известные геймстудии?
Dargalon: Момент этот очень размыт. Сказать точно не смогу, ибо игровые проекты либо получали известность уже после выхода в продажу, и компания, с которой я начал работать, становилась известной и прибыльной, или разработчик с перспективным проектом предлагал поработать над звуковым оформлением для игры, которая, например, будет издаваться Chillingo.
iPhones.ru: Что ты предпринял для того, чтобы продвигать самого себя как опытного композитора? Соцсети, сайты? Какие?
Dargalon: Тратил массу времени на музыку, её написание, совершенствование навыков работы с ПО. К моменту, когда я озвучил свой первый игровой проект, я написал более 1800 треков, различных по стилю и эмоциям. На это ушло около 6 лет. А вот как начал продвигать – с этим довольно просто. Изучил отечественные компании, которые работали в направлении AppStore, и написал им письма с предложением своих услуг. Первой тогда откликнулась украинская компания Alcomi, с которой работаю и сейчас. Также мне неплохо помог в этом плане топик на iPhones.ru, в разделе Работа. В начале 2010 года запустил свой сайт, огромную помощь в этом оказала компания Alcomi, предоставив собственный отличный хостинг. Сайт был написан совместно с моим дядей, а дизайн был создан за один вечер.
iPhones.ru: Каким профессиональным оборудованием ты пользуешься? Вообще, расскажи про свои гаджеты, программное обеспечение, которые помогают тебе делать свою работу?
Dargalon: В основном это компьютер. Причём именно Windows ПК, т.к. масса удобного мне инструментария для работы со звуком и музыкой просто отсутствует на Mac OS, а пользоваться необоснованно дорогими и не очень удобными продуктами для этой платформы – как минимум бессмысленно. За всё это время перепробовал огромное количество различных музыкальных инструментов и устройств синтеза звука.
Сейчас я использую современный ноутбук Lenovo на базе процессора Core i7, внешнюю звуковую карту Complete Audio 6 от Native Instruments, FL Studio, сотни гигабайт лицензионных VSTi библиотек, а также множество струнных и духовых инструментов, поскольку не только софтом единым живём. Конкретно в работе над iOS играми использую iPhone и iPad 2 для тестирования результатов своей работы.
iPhones.ru: Сколько времени уходило или уходит сейчас на работу? Ты ей поглощен с утра до вечера или уделяешь ей определенное строго контролируемое время? В разрезе фрилансера, конечно.
Dargalon: Я бы сказал с утра до утра :) Сейчас время значит больше, чем когда-либо. Трачу всё своё свободное время на музыку, если таковое появляется в разрезе между основной работой в студии. Вообще не представляю, как можно отводить любимому делу строго определённое время? Ведь этим живёшь. Контролировать процесс написания музыки – это неблагодарное и довольно бессмысленное дело, т.к. музыка в мыслях постоянно. Вдохновение может настигнуть внезапно в выходной день, глубокой ночью, ранним утром – и просто махнуть рукой на время суток невозможно, сразу хватаешь хотя бы диктофон и напеваешь, чтобы через минуту не забыть мелодию.
iPhones.ru: Как на тебя вышли братья Войновы из Zeptolab или ты сам предложил свои услуги? Ведь, саундмастером в первой части Cut The Rope был другой человек.
Dargalon: Узнав о ZeptoLab в конце 2010 года, я написал им письмо. Ответ не заставил себя ждать – ответил Семён Воинов. Он написал, что моё творчество им очень нравится, но на данный момент у них уже налажено сотрудничество с музыкантами. Семён пообещал, что на будущий проект компании они обязательно со мной свяжутся. Так и получилось: в июле этого года я принял участие в озвучивании новой Cut the Rope: Experiments. Что примечательно, у игры теперь два композитора. Александр Фалинский участвовал в ремикшировании оригинальной темы меню, а я же озвучил всю сюжетную мультипликацию и написал новую внутриигровую тему.

Микрофонная комната, где происходит запись голоса
iPhones.ru: Был ли негативный опыт работы? Недовольные клиенты, некрасивые поступки заказчиков?
Dargalon: Опыт такой, конечно же, был. В основном это неадекватное восприятие сроков разработчиком. Нет, если разработчик хочет получить “фаст-фуд” – он его получит, но я так не работаю, кроме исключительных случаев. Вообще не хочется об этом говорить.
iPhones.ru: Не могу не спросить про финансовую сторону фрилансерства. Отойдем от привычных купюр. Хватает ли работы в качестве фрилансера? Достойные ли заработные платы?
Dargalon: Работы масса, но чаще всего это небольшие казуальные проекты, которые отнимают много времени, являясь при этом довольно дешевыми. Не стоит забывать, что в основном это инди-разработки с весьма скромными бюджетами. Говорить о какой-либо прибыли без постоянного потока заказчиков тут бессмысленно.
iPhones.ru: Какими проектами ты особенно гордишься? И почему?
Dargalon: Проектов достаточно много, и на то, чтобы конкретно выделить их все уйдёт масса времени. Даже на моем сайте опубликованы не все проекты, в разработке которых я принимал участие. Скажу так: я горжусь не только играми, вышедшими у крупных издателей. Среди таких проектов есть и замечательные инди-разработки. Тем не менее, точно могу сказать, что горжусь своей последней крупной работой для ZeptoLab. Я получил массу удовольствия при работе над музыкой к Cut the Rope! Также предметом гордости являются свежевышедший Demolition Master 3D от Appmania и несколько проектов в Gameprom.
iPhones.ru: Что интересного ты делаешь сейчас?
Dargalon: Работаю над несколькими AAA проектами мирового уровня, готовящихся к выходу на ПК, XBOX 360 и PS3. И проектами поменьше, но не менее интересными :)
iPhones.ru: Вова, я слышал, что ты выпустил в iTunes собственный музыкальный альбом. Откуда появилась идея сделать это и продается ли он активно?
Dargalon: Он был выпущен ранней весной этого года. Поскольку я не занимался его продвижением и не делал рекламных кампаний, его продажи минимальны. На самом деле он является больше элементом портфолио – вот, мол, есть даже альбом в iTunes :) Сейчас в процессе записи находится другой альбом – даже не альбом, а скорее сборник эпичной музыки, предназначенной для озвучивания трейлеров. Он будет предложен различным студиям по производству фильмов и также выйдет в iTunes Music Store.
Маленький блиц-опрос:
1. Сова или жаворонок? Сова
2. iOS или Android? iOS
3. Стив Джобс или Тим Кук? Стив Джобс
4. Фриланс или компания? Компания
5. Чай или кофе? Чай
Владимир согласился снять маленькое видео со своим участие, для которого он предоставил эксклюзивную мелодию, которая не вошла в Cut The Rope: Experiments. Вообщем, смотрите сами:
iPhones.ru: Вова, что бы ты хотел сказать напоследок? Привет читателям нашего сайта?
Dargalon: Никого не слушайте, идите к цели и всё получится! Читайте Кастанеду :]

62 комментариев
Форум →