Не так давно Apple iPhone был причислен к игровым консолям. Желание сделать бизнес-ориентированный телефон, конечно, похвально, но против веяний рынка идти все равно, что писать в известном направлении. Тем более что, с появлением App Store, Apple, можно сказать, выпустили iPhone в открытое плавание, еще более сократив свое влияние на дальнейшее развитие аппарата.
Итак, что же такое игровая консоль (приставка)? Не что иное, как приспособление, разработанное и созданное для видеоигр, устройством видео вывода для которого является, как правило, телевизор.
Какими были первые игровые консоли? Чудовищны на вид по сегодняшним меркам, да и в принципе по любым. Естественно, отображали они лишь два цвета – черный и белый/зеленый/красный, фактически – лишь один. Они были абсолютно неприветливыми по отношению к периферийным устройствам, и было вообще большой удачей, если к приставке имелись сменные картриджи, носители информации. В нашем случае, конечно, игр.
Magnavox Odyssey
Magnavox Odyssey по праву можно назвать первой игровой приставкой. Ее разработка стартовала еще в 1966 году. Именно тогда Ральфу Баеру пришла в голову светлая мысль – произвести на свет устройство, с помощью которого можно было бы скрашивать домашний досуг. Естественно, посредством игр. Консоль разрабатывалась с расчетом на двух игроков, параллельно мысль гения современности работала в направлении контроллеров, и буквально спустя год Ральф создает первый в мире световой пистолет.
Далее – буквально несколько лет на улаживание патентных вопросов, подписание договора с Magnavox, решение технологических и производственных вопросов, и в 1972 году стартовало массовое производство. Приставка появилась в магазинах по цене $99,95, что по тем временам считалось кругленькой суммой. В 1975 году вышла обновленная Odyssey 100, которая поставлялась в Японию компанией Nintendo, до тех пор не имевшей собственных реализованных проектов в этом направлении.
Приставка могла отображать полосу посредине экрана, две двигающиеся точки, подвластные игрокам и одну, подчиняющуюся каким-никаким, но все же законам физики. Почему я говорю «приставка», а не «графический процессор»? Да элементарно просто потому, что его не было. Впрочем, как и любого другого. Назвать первую игровую консоль цифровым устройством можно весьма условно, так как состояла она из сорока транзисторов и такого же количества диодов.
Картриджи представляли собой не что иное, как обыкновенные перемычки, замыкавшие цепь на ту или иную игру из небольшого набора, вшитого прямо в приставку, звука не было никакого, что нетрудно предположить исходя из количества и качества деталей. Для имитации цветной графики в комплекте с приставкой шли специальные прозрачные пластиковые «экраны», которые требовалось накладывать на телевизоры. Также эти накладки использовались для изменения правил в отдельных играх.
Atari PONG
Однако обратим наши взоры на гиганта мировой игровой индустрии – Atari. В 1973 году инженер компании предложил «засунуть игровой аппарат Pong в маленькую коробочку и сделать возможным ее домашнее применение совместно с телевизором». Так и поступили, и в конце 1974 миниатюрное устройство было готово к производству, но приостановлено из-за падения спроса на приставку Magnavox. Придерживая лошадей, компания, однако, согласилась подписать контракт с Sears на поставку 150 тысяч консолей и, увидев небывалый спрос, в 1976 году решилась на выпуск приставок под собственной маркой. В течение следующих лет выходит еще не одна модификация консоли, выпуск прекращается лишь с выходом на рынок новой модели – Atari 2600, ознаменовавшей начало эры второго поколения.
Atari 2600
Второе поколение игровых приставок увидело свет с появлением Atari 2600 в декабре 1977, занявшей лидирующие позиции в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого века. На рубеже этих двух десятилетий, произнесенное где-то «Atari», сразу же вызывало ассоциации с «Atari 2600».
А начиналось все очень просто и, можно даже сказать, стандартно. В 1975 году Atari купили исследовательскую компанию Cyan Engineering с одной единственной целью – использовать потенциал последней в разработке игровой приставки нового поколения. К моменту готовности консоли к серийному выпуску затраты достигли астрономической суммы в 100 миллионов долларов.
Приставка вышла в свободную продажу по цене 199 долларов за комплект и поначалу не снискала даже минимальной популярности. В 1977 было продано 250 тысяч коробок, но это лишь за последние дни уходящего года, что можно считать даже успехом. По-настоящему провальным оказался год 1978, в котором из вышедших с конвейера 800 тысяч, реализовано было всего 550. Связано это было, в первую очередь, с недостатком игр. Потребителя уже было не удивить обычными PONG и PacMan, требовалось что-то новое. Также Atari постоянно мешал непосредственный конкурент, Fairchild, незадолго до релиза 2600 выпустивший свою, не менее замечательную, Channel F. Но в 1979 году Fairchild покидают рынок игровых консолей, непонятно каким образом разглядев закат индустрии, и продажи Atari 2600 взлетают до 1 миллиона в год.
Channel F
В 1980 году выходит Space Invaders, что ровно в два раза раздувает продажи консолей Atari, а за счет продажи еще и картриджей, 2600 приносит компании общий доход в два миллиарда долларов, и это только 80-й. В следующие два года продажи регулярно множатся на два – в 1982 было продано уже около восьми миллионов приставок. Таким образом, одно лишь направление деятельности компании приносило более половины дохода.
Однако в компании во время общего подъема наблюдалось явное недовольство отдельных сотрудников. Программисты, понимавшие, что за свои труды они, в сравнении со сверхприбылями Atari, получают крохи, уходили из компании, организовывали свои студии. Долгожителем здесь можно считать Activision, основанную в 1980 году. Не только долгожителем, но и наиболее удачным проектом. Ведь именно их игры стали популярнее самих Atari, всячески пытавшейся в то время тормозить и даже запрещать существование сторонних разработчиков и их проектов. Но хорошо, что абсолютно безрезультатно.
1983 год можно назвать годом окончательного ухода Atari 2600 со сцены. Commodore и Apple, выпускавшие свои недорогие домашние компьютеры, безжалостно теснили «приставочников». Нереализованные, никому не нужные консоли и картриджи к ним были в буквальном смысле «закатаны в бетон» под Аламгордо, Нью-Мехико. Но на горизонте замаячила новая героиня саги – Nintendo Entertainment System, не имевшая конкурентов пятидесятидвухцветная красавица, покорившая многие миллионы сердец и спасшая мир от «консольного кризиса», с новой силой возродив индустрию домашних электронных развлечений.
Famicom
Рождением консоли можно считать ее появление на японском рынке под названием Famicom (Family computer – семейный компьютер) в далеком 1983 году. Но, как и все хорошее, появляющееся в Японии, приставка официально дебютировала в США спустя два года, в 1985, с новым названием – Nintendo Entertainment System (NES). Лицом консоли стали всем известные братья-макаронники Марио, считавшиеся даже ее талисманом.
После реализации небольшого количества игровых автоматов в самом начале 1980-х, Nintendo задумались о выпуске собственной домашней игровой системы, способной заменить все существующие приставки и, в первую очередь, потеснить набравшую обороты Atari 2600. Представленная широкой публике 15 июля 1983 года, Famicom поначалу всех очень удивила и радости не вызвала. Приставка была полна неожиданностей и ошибок, первую партию пришлось отозвать на доработку. Замену материнской платы, фактически – полную переделку. Но зато уже к концу 1984 года Famicom вышла на первое место по продажам в Японии, что и послужило основной причиной обращения к западному рынку в поисках новых каналов сбыта.
Nintendo Entertainment System
Выпустив пробную партию NES тиражом в 50 тысяч экземпляров в Нью-Йорке и, качественно прощупав рынок, Nintendo в феврале 1986 года начали массированную западную экспансию, и до конца восьмидесятых оставались лидерами в группе производителей игровых консолей на территории США и Японии. Продажи картриджей были еще более невероятными, и приносили даже большие деньги, нежели сами приставки.
Говоря о том, что консоль не занимала лидирующих позиций в Европе, не стоит забывать, что Nintendo не имели в то время официального представительства в Старом свете. Даже учитывая это, NES до сих пор является самой продаваемой консолью за всю историю видеоигр. Всего за десять лет выпуска приставки было реализовано более 60 миллионов NES и около 500 миллионов картриджей.
Со сменой десятилетия сменились и приставки. Sega выпустила шестнадцатибитную Mega Drive, на что Nintendo ответили не менее битной Super Nintendo Entertainment System (SNES). Естественно, количество владельцев NES начало резко сокращаться. Взоры глав компаний, выпустивших огромное количество, ставших никому не нужных восьмибитных систем обратились на незанятые, менее развитые рынки, но на российский, как известно, входить было уже некуда. Да и куда хватало взора, везде доставало пиратских копий NES. Было бы ошибочным говорить, что только Россия пользовалась Денди. Копии и аналоги появлялись по всему миру – в Европе, Америке, Австралии… и везде Nintendo участвовали в судебных процессах в незавидном качестве истца.
Dendy
Американское подразделение в 1995 году полностью свернуло выпуск NES, однако, Nintendo в Японии продолжали производство Famicom небольшими тиражами вплоть до осени 2003 года. Удивительно, но факт. Сейчас же любой желающий может, при наличии эмулятора, поиграть в полюбившиеся и ставшие почти родными игры. Благо, что эмуляторы доступны практически для всех платформ, в том числе и для iPhone.
После NES/Famicom/Dendy были всем уже известные Sega Mega Drive, Sony Play Station, сначала первая, совершившая новый переворот, потом вторая, еще более поднявшая планку, ее прямой конкурент – Microsoft Xbox. И, наконец, совсем уж современные представители, про которых вовсе нечего рассказывать – Xbox 360, Playstation 3 и триумфальное возвращение Nintendo – Wii.
Такая она, относительно долгая и непростая история игровых приставок, но что же насчет консолей, к которым фактически причислили iPhone? А вот об этом как-нибудь в следующий раз.
26 комментариев
Форум →Статья читается на одном дыхании, понравилось, спасибо.
Конечно все это познавательно, но я все это знаю из ИГРОМАНИИ, просто я вижу небольшой застой на сайте… новостей зимой мало, все отдыхают. Спасибо за повторную экскурсию по истории развития игровых приставок, сейчас сижу играю в PS3)), так что всех с рождеством!
Мне понравилось! Так как я не очень увлекаюсь играми, то узнал очень много нового! Огромное спасибо…
Хм… в отношении iPhone более-менее “при чём” было бы рассказать про портативные консоли, а не про стационарные. Хотя бы про Gameboy >> Gizmondo /N-Gage >> NDS / PSP. Хотя, при желании, можно и про всякие P/ECE упомянуть.
Написано что есть эмуляторы игр под айфон, а где их скачать? И как на нем играть в играх где нужно управлять акселлерометром?
2 Ivan1cH
управляется все с использованием “экранного” джойстика, а различные эмуляторы доступны в Сидии
“Желание сделать бизнес-ориентированный телефон, конечно, похвально, но против веяний рынка идти все равно…” – дело в не в веяниях рынка, а в дурной политике производителя. Копипаста нет, нормальной работы с файлами нет, ни одна программа не может адекватно работать в фоновом режиме. К тому же ряду отличных приложений закрыли путь в аппстор – smotri.com, rutube.ru, opera (вроде?). Соответственно всё, чем рынок смог ответить – игры. Какая коммерческая выгода эпплу от отсутствия этих нужных функций – непонятно…
а вот и оргазмирующая на своих костях ячейка подтянулась… :)
игры в которых управление акселерометром хуже чем шутеры на джойстике
казуалки пожалуйста, а для более серьезного нужна psp
Кот на последней картинке убойный!!!
А вобще на iPhone был Эмулятор PSP, но я его не мог найти, а после перехода на 2.0 я о нём ничего не слышал!!!
Эмулятор PSP? О ЗО
Я вчера купил себе XBOX360 и прошил у умельца (iXtreme 1.5). Дык вот всю ночь сидел в ГТА4 играл, сегодня проснулся и опять. Сейчас поеду за ЗП, дык чувствую заеду на обратном пути в одну лавочку где пиратки для бокса продаются, и еще парочку игр куплю. Консоли затягивают…
Кстати iPhone при всем желании как игровую платформу рассматривать не могу. Простите, но где там собственно игры то нормальные? Именно 3D и с четким сюжетом, упровлением итп вещам свойственным консолям? Мне пока приличные игры на айфон не попадались, арканоиды не в счет.
ЗЫ XBOX детеще Билла, однако это наверно единственная вещь которую MS сделали хорошо. Все, ушел играть)))
SantaRom
а слабо лицензию покупать?
по чем пиратки на Xbox360 стоят? знаю что лицензии стоят где-то по 2000-2500руб
Плейстешн,это бренд……..
И вообще,Бокс дохнет,скоро все разрабы пойдут на плейстешн,а бокс умрет,лицензия это класс…..
apple from tema
А ты на какой планете живешь?))
Люди только не надо тут спорить какая консоль лучше!!! Не надо! Мне уже достали все эти споры про Windows и Мака! Уже голова болит. Каждый продукт имеет свои достоинства и недостатки и это значит каждый имеет права на существования! Так что мир люди и спокойно ко всему относитесь)))
всех с Рождеством!!!
Статья понравилась, batkobelomor спасибо.
Возник вопрос. Как можно установить эмуляторы приставок на оффициальный айфон 3г?
Может кто-нибудь из народных умельцев согласится выпустить приложение эмулятор приставки в app store.)
I AM FROM EARTH,MERRY CHRISTMAS…!!!!
P.S Согласен,спорить не надо “Что” лутше,но Если майкрософт не выпускает новую консоль,плейстешн ….,1 минус у плеейстешна,это конченый джойстик..!!!Просто разрабам тяжело игры для плейстешна делать,а для бокса нет,всеравно,прейдетса переходить на “Next-GEN”..Мое мнение попрошу поддержать и “ЭТО” ВАМ НЕ ВИНДОУС и МАК…..!!!
Apple From Tema, не поддержим. :Р
Согласен с первым оратором – на одном дыхании… вспоминается все в красках и подробностях, как быдто вчера :)
Спасибо!
А ведь у меня была Atari 2600… Только называлась подругому, вроде бы, да и куплена была намного позже её выпуска. Но точно такая же, только корпус из чёрного пластика. До сих пор в гараже валяется. В то время, помнится, у родителей особо денег не было, а мы приставку с братом просили. А мы ещё долго думали, почему картриджей на неё найти не можем(( Но в ней было несколько игр, штук 8 помойму, встроенных… Футбол даже был))) Эх, круто было)))
iPhone = консоль…
Ссылка – кому интересно, через пару дней как домой вернусь раскажу подробнее..
Администрация: ссылка удалена из-за содержания вредоносного объекта по адресу…
Соори про прошлый пост – старая картинка с копипаста стала вредоносной.
запостил на форуме мануал по установке
http://www.iphones.ru/forum/index.php?showtopic=34929
пробуйте.
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Почему на iPhone постоянно сбрасывается телефонный вызов
Почему на iPhone некоторые приложения не могут записывать звук
Почему на iPhone не удается добавить ящик Яндекс в приложении Почта
Фестиваль Apple Music Festival не открывается в iTunes
По какой цене продавать б/у iPhone и Mac?
Почему камера iPhone не может сфокусироваться
Почему Time Machine съедает все свободное место на Mac
Не могу восстановиться из резервной копии через iTunes