Из-за того, что в Советском союзе было мало личных автомобилей, государство уделяло большое внимание общественному транспорту.
Тогда в крупных городах строили помпезные станции метро, а в регионах скульпторам поручали проектировать самобытные автобусные остановки.
Фотограф из Канады Кристофер Хервиг (Christopher Herwig) этого не знал, ведь на Западе транспортные системы выглядят гораздо проще.
Разница в архитектуре так сильно его впечатлила, что следующие 17 лет он провёл в постсоветских странах и в итоге собрал материала на 3 книги.
Ниже расскажу, как именно у Хервига появилось такое увлечение, что говорили архитекторы о строительной политике того времени и почему в стране брутализма появилась огромная цепь красочных платформ.
Осторожно: очень много фото.
Метро снято на Sony α7 III за 150 000 рублей.
Охота началась с поездки в Россию 18 лет назад
Кристофер Хервиг
Кристофер Хервиг всегда интересовался культурой местных жителей разных регионов. Он снимал по всему миру: от горных цепей Таджикистана до тропических лесов Либерии. А сейчас освещает Сирийский Кризис в Иордании.
Однако его самым громким достижением стали фотографии удивительных автобусных остановок и станций метро, которые он тщательно искал по всему бывшему СССР.
Идея снимать станции общественного транспорта пришла Хервигу в 2002 году во время велосипедного тура от Лондона до Санкт-Петербурга. На одном из отрезков фотографу стали попадаться необычные сооружения.
Я придумал себе игру, в которой должен был каждый час делать фотографию чего‑нибудь интересного. И когда добрался до Литвы, мне начали попадаться эти странные остановки. С тех пор чем дольше я путешествовал, тем чаще их замечал.
– Кристофер Хервиг
Коотси, Эстония
Эчмиадзин, Армения
Фалешты, Молдавия
Большинство вещей всегда создаётся на массовом производстве, и перед этим не может устоять, ни капитализм, ни социализм.
Увидеть настолько странные сооружения было чем-то новым в странах с панельными домами и коллективистской идеологией в прошлом.
Потому редкие, исключительные конструкции тогда показались Кристоферу важными памятниками.
Советские архитекторы объяснили фотографу, откуда пошло разнообразие
Ивенец, Белоруссия
Белорусский архитектор Армен Сардаров получил 6 медалей за работу по обустройству трасс.
Он рассказывает, что целью развития дорог ставили не только прокладку маршрута из точки А в точку Б. Важно было пробудить ощущение путешествия, чтобы пассажиры во время поездки получали удовольствие.
В социалистическом мире индивидуальный транспорт не поощрялся. […] Вся система строилась на автобусных маршрутах. Именно они соединили страну.
– Армен Сардаров
Шклов, Белоруссия. «Тоталитаризм это плохо. Но [в нём] всходили ростки настоящей культуры, а сейчас это всё уничтожается массовой культурой» – Армен Сардаров
Слободка, Белоруссия. «В мои годы поп-музыкой были Beetles и Rolling Stones. А сейчас популярная музыка повторяет идеи 60-х и 70-х годов. С архитектурой то же самое» – Армен Садаров
Скульптор Зураб Церетели рассказал, что он одним из первых предложил сделать точки ожидания «художественными».
Благодаря таким красочным решениям люди получали удовольствие, а не просто сидели в будке из стекла и перекрытий.
– Зураб Церетели
Пицунда
«Искусство должно быть на первом плане всегда», – Зураб Церетели
Пицунда. «Мне не говорили «нет». Только аплодировали и награждали», – Зураб Церетели
Кристофер считает, что его проект открывает другой взгляд на историю.
Ведь все привыкли думать о советском союзе как «о едином голосе, о коллективной сущности». А на самом деле всё было не совсем так.
Вот они – самые удивительные остановки
Ростовановское, село в Ставропольском крае, Россия
Старый Оскол, Россия
Гудаута
Ереван, Армения
Пицунда
Турсунзаде, Таджикистан
Каракол, Киргизия
Чарын, Казахстан
Шымкент, Казахстан
Село Новая Любомирка. Ровненской область, Украина
Хервиг часто замечал, как люди считали Россию и Москву единственным, что осталось от сверхдержавы. А ведь через автобусные будки местные художники раскрывали родную культуру, и фотограф решил отразить эти частицы истории.
Каждая остановка для меня индивидуальна. Благодаря ним видно, что в СССР были разные люди с разными идеями.
– Кристофер Хервиг
На автобусных маршрутах фотограф не остановился, и после решил взяться за подземные.
В общей сложности Хервиг наездил 250 часов по 13 системам метрополитена стран бывшего СССР, и собрал о них крупную коллекцию снимков.
Такого метро в царском стиле больше нет нигде
Станция «Комсомольская». Москва, Россия
Станция «Улдуз». Баку, Азербайджан
Станция «Электрозаводская». Москва, Россия
Наверняка те, кто привыкли ездить туда-обратно в подземках постсоветских стран, уже не обращают внимания на их оформление.
А вот туристам со всего мира кажутся невероятными высокие колонны и арки, огромные люстры, расписанные потолки и выложенные мозаикой стены в таком неподходящем месте.
Потому что в остальном мире метро почти везде выполняет исключительно практичную задачу – перевозить людей.
Станция «Площадь Победы». Минск, Беларусь
Станция «Площадь Независимости» в Ташкенте, Узбекистан
Станция «Советская». Самара, Россия
Абстрактная каменая кладка на станции «Машиностроителей» в Екатеринбурге
Если посмотреть на подземные станции Северной Америки, то найти красивые будет сложнее. Там пассажиры обычно видят только стальные балки, белую мозаику или голый бетон.
Например, вот так выглядит типичное метро Северной Америки:
Бруклин, Нью-Йорк. Автор: Clay LeConey
Метро Монреаля, Канада. Автор: Manny Fortin
В странах бывшего СССР тоже есть маленькие остановки американского формата. Но крупных, высоких и наполненных деталями куда больше.
Даже в относительно небольших городах постсоветского пространства архитекторы возводили небосводы под землёй, чего нельзя сказать о западных миллионниках.
Как станции стали частью социалистической повестки
Фреска в честь рабочих на станции «Электрозаводская» в Москве
Первое метро в мире было запущено Лондоном в 1863 году. В СССР его открыли в Москве в 1935 году.
Опоздание на 70 лет сверхдержаве пришлось компенсировать именно уровнем отделки.
В СССР глобальные проекты делали с размахом. Если брались за зону отдыха, то строили целый город из санаториев.
Если проводили метро позже всех, то проектировали его сквозь Красную площадь.
Акварель по проекту инженеров Е.К.Кнорре и П.И.Балинского. Репродукция рисунка Н.Н.Каразина
По крайней мере, так планировали сделать, но, к счастью, первые линии заложили под землёй.
А богатство в стиле и огромное внимание к деталям утопили достижения любых стран-конкурентов.
В оформлении чувствовались причудливость, индивидуальность и креативность, которые выходили за пределы многих других художественных решений. Потому что те обычно беззастенчиво пытаются привлечь к себе внимание, и всё.
– Кристофер Хервиг
Любому посетителю дворцовая отделка вестибюлей казалось невероятным в стране, где были конвейеры для пятилеток и планы по однотипному производству.
Станция «Шулявская». Киев, Украина. Станции поразили фотографа разнообразием декора
Станция «Динамо». Екатеринбург, Россия. Иногда стиль напоминал Древнюю Грецию или Египет
Станция «Машиностроителей». Екатеринбург, Россия. А где-то пассажиров вдохновляли футуристическими мечтами о развитии техники и покорении космоса
Другой задачей было желание поддерживать дух граждан. Потому что разнообразная и яркая остановка положительно влияет на моральное состояние человека.
В СССР окружать себя красотой и роскошью не поощрялось. Поэтому мрамором, золотом и бронзой, скульптурами и витражами искрились общественные места. Закономерно и парадоксально в то же время.
Станция «Автово». Санкт-Петербург, Россия
Станция «Ленинская». Нижний Новгород, Россия
Станция «Киевская». Харьков, Украина
Скульптурная группа «Белорусские партизаны» в переходе между радиальной и кольцевой станциями «Белорусская». Москва, Россия
Хервингу около 30 раз запрещали снимать метро.
Даже несмотря на то, что он оставлял дома штатив, который мгновенно вызывает подозрение у бывших жителей тоталитарного режима и лишает фотографа любого шанса отснять наследие Союза.
«Разумеется, привычка контролировать информацию в этих странах осталась», – говорит он.
Первый том с фото собрал 3 миллиона рублей на Кикстартере
Аральск, Казахстан
После долгого путешествия Хервиг пришла идея сделать сборник фотографий самых экзотических остановок. Учитывая тематику книги, она должна была быть качественной.
Печать яркими чернилами на плотной бумаге и в крепком переплёте стоит больших денег, которых у автора не было.
Поэтому в 2014 году для первой части Хервиг организовал кампанию на Kiсkstarter.
Книгу поддержало больше 1 000 человек, которые в общей сложности вложили 51 000 канадских долларов или 3,2 млн рублей 2020 года с учётом инфляции и курса.
Тараз, Казахстан. Обложка первого тома
Но материала у фотографа было больше, чем мог охватить один альбом. После громкого успеха первой части для второй нашёлся издатель FUEL.
Компания специализируется на теме СССР, и на её полке актуальных книг есть сборники других памятников архитектуры и скульптуры.
В общей сложности благодаря сбору средств и поддержки в СМИ в 2015 и 2017 годах вышло два сборника об остановках (1, 2). А в 2019 появилась книга с самыми поразительными вестибюлями подземок.
Фотограф обязан вернуться. Потому что так выглядят новые станции
Станция «ЦСКА», открытая в 2018 году. Проходную зону украшают пятиметровые постаменты с бронзовыми скульптурами спортсменов ЦСКА. Источник: mos.ru
Станция «Шелепиха», открытая в 2018 году. Москва, Россия. Источник: mos.ru
Метро того времени было красивым, но не пользовалось популярностью. В 1940-м году в Москве 78% людей пользовались автобусами, трамваями и ушедшими на этой неделе на покой троллейбусами.
С 1978 года ситуация начала меняться, когда московский метрополитен перевёз рекордные в мире 6 млн человек. Спустя 40 лет построили в 4 раза больше станций, и потому поток невероятно расширился.
Сейчас распределение пассажиров изменилось. За 2017 год наземный транспорт в Москве перевёз 1,5 млрд человек, когда у метро цифра выросла до внушительных 2,4 млрд.
И это при том, что теперь у многих есть личный автомобиль.
Как увеличилась подземная сеть Москвы за 42 года. Данные mos.ru
Эстетика больше не служит пропаганде и не пытается компенсировать бедность граждан, потому архитектурный стиль становится проще.
Однако дань традициям остаётся. Во многих странах бывшего СССР новые линии метро оформлены под стать своим старшим примерам.
Поэтому пока есть надежда на то, что внешний вид общественных точек не станет похожим на утилитарные подземки других мегаполисов.
Анапа, Краснодарский край, Россия
В конце концов, ни в одном крае мира больше нет такого богатого архитектурного наследия в области транспорта, которое досталось нам от Советского союза.
И, быть может, через 40 лет уже кто-то другой снимет современные станции и покажет, какими великолепными они были в 2020 году.
? Не все фото уместились в статью, поэтому смотрите больше в нашем Instagram.
Мы публикуем там и другие интересные истории, а иногда рассказываем о наших будущих статьях.
35 комментариев
Форум →Спасибо, интересно. Но вот грёбаный убогий совок это конечно…
@Dobriy, пострадали от СССР? Сейчас то реабилитированы?
@Alex318i, похоже он головой пострадал, реабилитация невозможна.
Реально очаровывает.
Даааа, очень круто! Все хорошо с креативом :)
Какой позор. Видел живьем остановки в Абхазии. В реале они даже страшнее, чем на фото.
@Андрей, в чем позор, остановки отличные, а вот хоббиты так себе, довели их до состояния овна.
@svitanak, в каком конкретно месте отличные? Безвкусица эталонная просто.
Очень красиво, жать что многое запустили….
“Пицунда, Абхазия”…
“Пицунда, Грузия”
@Cocka, Абхазия. Абхазия отделилась от Грузии. Хорошо это или плохо, но факт есть факт ??♂️ Россия признала ее независимость, сайт российский. Думаю, корректно все было.
Во вот это очень интересно Паша.
статья интересная, вот еще бы поменьше слова тоталитаризм через абзац и субъективных оценок о якобы всеобщей бедности населения СССР
@triller, но обратите внимание на то, что не смотря на эхо Холодной войны, тоталитаризм оказался источником ростков настоящей культуры, которые умерли при «свободе и демократии».
Ну, ничего. Пройдёт ещё пара десятилетий, глядишь и тоталитаризм покажется не таким тоталитарным, а «свобода и демократия» — не такой уж свободной и демократичной.
И для новых ростков подлинной культуры потребуется что-то иное, основанное на совсем иных принципах и отношениях, а не на обществе потребления и культурном доминировании пацанов в трусах поверх колготок.
@triller, но ведь реально жили, как нищие. Ни видаков, ни теликов нормальных. Машину (хреновую и ломучую, ибо других нет) не купить, очередь. Бананы только по талонам на свадьбу.
@Андрей, нищета это безработица, голод, не того не другого в СССР не было, разве только в самом начале или в войну. Что касаемо видаков и телеков, не было их не потому что купить не могли, а потому что их в продаже не было, а только по разнарядке или у спекулянтов, тоже касается машин, которые кстати до сих пор ездят, это про ломучесть)
Как говорить что срана нищая, если в ней никто не голодает, в ней куча предложений о работе, даже больше чем спроса
@triller, Чо ты мне рассказываешь, я тогда жил. Говорю, как есть.
@Андрей, что ты мне рассказываешь? Я тогда жил. А нищета на моей памяти наступила в девяностых. До того я никогда не видел нищих, бездомных и попрошаек в своем городе. Да и сам город был тогда городом, а не селом как сейчас. С руинами распиленных заводов.
@Андрей, вот прям реально на свадьбах бананы ели? Это где и в каком году?
@triller, такое чувство, что человек очень молодой и подцепил это слово в российских газетах или у одной радиостанции. можно было бы ему посоветовать перестать слушать всякую фигню и хотя бы расспросить родителей. в общем он явно не понимает, что за страна была и что значит это слово. а картинки хорошие, за них спасибо.
>>> Метро того времени было красивым, но не пользовалось популярностью. В 1940-м году в Москве 78% людей пользовались автобусами, трамваями
Наверное потому, что станций метро было мало?
Зато в 1941 году метро пользовалось очень большой популярностью в качестве укрытия населения от бомбардировок.
Только не ‘абхазия’, а Грузия.
@Tomasz, Абхазия же.
@Power & Control, Абхазия, Абхазия. Остановки до сих пор стоят и выглядят чем-то инопланетным. А вот в грузии таких не припомню, грустно с этим в грузии.
В Ташкенте ну очень красивое метро, особенно зацепила станция “Космонавтов”.
Ещё бы с таким стремлением и энтузиазмом, дороги нормальные делали.
Облезлые и обычно наглухо засранные, в прямом смысле этого слова, остановки в голом поле, до которых “счастливым” колхозникам нужно пилить пёхом километров пять, чтобы дождаться разломанного автобуса, ходящего два раза в день в районный центр. Зато “искусство”. Сверкающие станции метро, в то время как вся столица жила в облезлых коммуналках и стояла в очередях в общий толчок. Собственно, в этом суть любого тоталитаризма – показуха и пыль в глаза на фоне всеобщей нищеты и убожества жизни.
@DDK, хватит хрень нести, не было ни нищеты, ни тем более убожества, все были сыты, работали, бесплатно учились, регулярно ездили отдыхать, да и могли себе практически все позволить. Так что если уж не жил там, а про жизнь в СССР судишь по шаблонным западным фильмам, то уж не говори того чего не знаешь)
ЧТО БЫЛО ПРИ СТАЛИНЕ. ЧТО МЫ ПОТЕРЯЛИ.
1. ПЕНОПЛАСТ ДЕЛАЛИ ИЗ МОЛОЧНОЙ ПЕНЫ. МОЖНО БЫЛО ДЕТЕЙ КОРМИТЬ.
2. СИЛА ГРАВИТАЦИИ БЫЛА СЛАБЕЕ ПРОЦЕНТОВ НА 80. ЛЮДИ НА ДОМ ЗАПРЫГИВАЛИ С РАЗБЕГУ.
3. ЧЕЛОВЕК ЖИЛ В СРЕДНЕМ 150-190 ЛЕТ. БОЛЕЗНЕЙ НЕ СУЩЕСТВОВАЛО КРОМЕ ТРУДОВЫХ МОЗОЛЕЙ.
4. ЕСЛИ НА УЛИЦЕ СПОТКНЕШЬСЯ И УПАДЕШЬ – ЛЮДИ ПОДБЕГАЛИ, ДЕНЬГИ В КАРМАН ЗАСОВЫВАЛИ, В ГУБЫ ЦЕЛОВАЛИ, ПРЕДЛАГАЛИ ВЫПИТЬ, ПОРОДНИТЬСЯ.
5. ЗАЙЦЫ И КУРОПАТКИ СРАЗУ НА СКОВОРОДУ ЗАЛЕТАЛИ.
ХЛЕБ ПОКУПАЕШЬ – ТЕБЕ ЕЩЕ ДОПЛАЧИВАЮТ.
К РЕКЕ СТРАШНО ПОДОЙТИ БЫЛО: НАЛИМЫ В КОТЕЛОК ПРЫГАЛИ.
6. ДЕД РАССКАЗЫВАЛ: ЛЮДИ НОЧЬЮ ПРОСЫПАЛИСЬ ОТ СЧАСТЛИВОГО ДОБРОГО СМЕХА. УТРОМ ВСЕ ОБЛИВАЛИСЬ ЛЕДЯНОЙ ВОДОЙ ИЗ ВЕДРА.
7. СРОК БЕРЕМЕННОСТИ СОСТАВЛЯЛ 4.5 МЕСЯЦА. ДЕТИ РОЖДАЛИСЬ ПО 12-15 КИЛОГРАММ С БЕЛОКУРЫМИ ВОЛОСАМИ И ЯСНЫМИ ГОЛУБЫМИ ГЛАЗАМИ И ВОЛЕВЫМИ УМНЫМИ ЛИЦАМИ – СРАЗУ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОСИЛИСЬ.
8. ВОДА В ВОЛГЕ БЫЛА СЛАДКАЯ КАК ПАТОКА. А ЕНИСЕЙ СОСТОЯЛ ИЗ ТЁМНОГО ПИВА.
9. ЗИМОЮ БЫЛО МИНУС ТРИСТА, ВСЕ РУМЯНЫЕ ХОДИЛИ.
10. ЯГОДЫ РОСЛИ НА ОПУШКЕ С КОТА РАЗМЕРОМ. КОТЫ БЫЛИ С СОБАКУ, СОБАКА С КОРОВУ, А КОРОВА КАК ЦЕХ, А В ЦЕХУ МУЖИКИ В ШАХМАТЫ ИГРАЛИ ПО МЕТОДИКЕ БОТВИННИКА – КОНЁМ МАТ СТАВИЛИ С ПЕРВОГО ХОДА!
@rretard88,
А что имеем сейчас:
1. В СССР молоко и молочные продукты делались строго по ГОСТу. Сейчас можно добавлять пальмовое масло, а само молоко делать из порошка, ГОСТы отменены. В СССР добавлять в продукты пальмовое масло никому даже в голову не приходило.
2. Гравитацию точно победили. Первыми на планете полетели в космос. Что было, то было. Советскому Союзу были по плечу лунные и марсианские программы, теперь же об этом можно только мечтать.
3. Продолжительность жизни в советском периоде в сравнении с дореволюционном периодом действительно выросла. Многие болезни были побеждены и о них вспоминали как об экзотике. Зато сейчас вернулись давно забытые болезни, например, корь.
4. На улице, во времена Советского Союза, было все же безопаснее, чем сейчас. Дети гуляли без сопровождения взрослых. Если человек падал на улице, это не оставалось незамеченным, сейчас могут просто пройти мимо.
5. Хлеб был настолько дешев, что им кормили скотину. Это факт. Реки и рыбалка были везде бесплатными, сейчас рыбачат с оглядкой, как бы не оштрафовали.
6. Счастливый, добрый смех не был редкостью. Люди ложились спать и знали, что на следующий день пойдут на работу или учебу, была уверенность в завтрашнем дне.
7. Рождаемость была выше смертности. Сейчас ровно наоборот. Что касается производства, то во времена Советского Союза было почетно работать на производстве, многие стремились работать на предприятиях. Сейчас больше в почете эффективные менеджеры.
8. Раньше люди купались на таких крупных реках, как Волга. Сейчас вода настолько грязная, что лишний раз не зайдешь в воду.
9. Зимы были холодными, зато счета за отопление были не сравниться с сегодняшними.
10. Ягоды в лесу были бесплатными. Сейчас могут остановить и спросить откуда ягодки. Коров во времена СССР было больше, чем сейчас, и это тоже факт. Увлечение шахматами во времена Советского Союза было повсеместным. Существовало множество бесплатных шахматных секций и кружков во дворцах молодежи и пионеров. Сейчас их просто нет, даже за деньги, как впрочем и дворцов молодежи и пионеров.
Артефакты великой цивилизации
@Ser9ei, погибшей цивилизации.
О, можно спайс заказать, по номеру с последней фото))))
Спасибо большое. Замечательный рассказ. По моему у Варламова видел видео про остановки в Крыму.
Какие Армения и Молдавия 17 лет назад в Союзе? Какой вообще Союз 17 лет назад? Автор историю в школе проходил? Проходил. Мимо.
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Как исправить «Ошибку аутентификации PDP» на iPhone (iPad)?
Как совершать внутриигровые покупки в приложениях на аккаунтах Apple ID других стран
Почему iPhone не отображается в списке доступных устройств для AirDrop
Почему дублируются контакты на iPhone
Как отредактировать контакты на iPhone?
Почему iPhone перестал создавать коллажи, подборки фото и воспоминания
Почему App Store просит деньги за бесплатные приложения
Как удобнее всего читать Twitter на Mac