Посещение музея будущего науки Miraikan, Гандама и центра современного искусства Mori Arts
Помните, я упоминал в начале репортажа об огромном вкладе Японии в мировую науку? А ведь все это происходит не по мановению волшебной палочки или желанию чиновников, да и деньги в данном случае решают не все проблемы. Для того, чтобы сформировать собственную армию ученых и постоянно ее пополнять, вначале нужно заинтересовать наукой детей, которые затем захотят стать учеными и раздвигать горизонты возможного. Необходимо показать подрастающему поколению, что нет ничего невозможного, и ограничения находятся лишь в голове. А еще не менее важно продемонстрировать то, чего уже добились предшественники. Именно такая задача лежит на музее будущего науки Miraikan, который расположен на насыпном острове «Одайба» (его также еще называют городом будущего). Полное название невероятного учреждения — «Национальный музей науки и инноваций Мираикан».
Вы никогда не задавали себе вопрос, почему сейчас так мало в западном мире фундаментальных открытий и современный технологичный мир, по сути, использует те разработки, что были получены в 60–70-х годах прошлого века? Никогда не возникало мысли о том, почему наиболее технологичные устройства и материалы выпускает именно Япония? Я не говорю о телефонах или каких-то потребительских продуктах. Речь о сверхточных заводских станках и роботах, химическом сырье для производства аккумуляторов, ЖК-панелей, OLED, микросхем, устройств для аэрокосмической области и других, скажем так, фундаментальных, базовых продуктах, на основе которых держатся современные технологии и производство.
Дело в том, что в западном мире мода на науку была лишь в 60-е и 70-е годы прошлого века, активно поддерживаемая государствами на фоне холодной войны с СССР и гонки ядерных вооружений. Вот тогда ученые были героями в глазах мировой общественности, а молодые люди с горящими глазами изучали химию, физику, математику и делали открытия. Потом же ситуация в мире стабилизировалось, вкладывать деньги в науку с той же скоростью и силой стало не выгодно. В то же время в Японии продолжили развивать как фундаментальную науку, так и отдельные ее отрасли. Результат, что называется на лицо и Miraikan является отличной демонстрацией этого результата для взрослых, а также прекрасной кузницей будущих японских ученых.
Когда видишь все эти невероятные экспозиции, когда перед глазами раскрываются основы науки будущего, когда понимаешь, что огромное количество привычных и удобных в быту вещей были разработаны именно в Стране восходящего солнца, становится немножко грустно, потому что понимаешь, какая огромная пропасть лежит между этим восточным миром и нашим. За последние пару десятилетий мы вырастили несколько поколений экономистов (менеджеры, бухгалтеры, торговцы), теперь вот все идут в пиар — это модно, престижно, но где результат? Все торгуют и пиарятся, а результата нет. С другой стороны, если рассматривать человечество в глобальном плане, можно только порадоваться, что в мире есть движущая сила, активно развивающая науку и технологии, и сейчас мы о ней немного поговорим.
Для начала пара слов об «Одаиба». Это искусственный остров, на месте которого раньше была огромная свалка. Собственно, по большей части остров и сделан из переработанного мусора из этой свалки: дороги, брусчатка, материалы для постройки зданий. Японцы из свалки создали маленький город будущего, излюбленное место среди токийцев для отдыха и туризма. Конечно же, мы рекомендуем его посетить и всем путешественникам, которые планируют поездку в Токио.
Добраться до острова можно на монорельсе в роботизированном вагоне. То есть водителя нет, вообще. Поезд управляется роботом. Соответственно, можно разместиться прямо в кабинке водителя и смотреть широко открытыми глазами на разворачивающиеся пейзажи. И там есть на что посмотреть:
Например, на внушительное здание офиса Fuji TV, в центре которого какой-то гигант поместил огромный стеклянный шар — это смотровая площадка, откуда открывается захватывающий вид на залив и Радужный мост. К сожалению, туда мы не попали, не успели.
Кроме того, на острове Одайба установлена японская статуя «Свободы»:
Но больше удивила 18-метровая статуя Gundam, возведенная в рамках 30-летия одноименного аниме в 2009 году. Фактически это модель боевого робота в натуральную величину. Она и днем-то смотрится внушительно, а когда стемнеет — еще и радует шикарной иллюминацией.
Ну, а чтобы понимать масштабы этого железного монстра, взгляните на небольшое видео:
Но здание Miraikan оказалось, наверное, самой необычной частью нашего путешествия по острову Одайба. Как выглядит парадная часть комплекса, вы видели в начале этого раздела, а вот он же, но с другой стороны:
Огромное, красивое, технологичное — настоящий музей науки и инноваций. Что ж, давайте заглянем внутрь:
Еще чуть-чуть, и мы попадем в мир науки и технологий
Для того чтобы вдумчиво изучить все экспозиции в этом музее, билет в который стоит до 210 руб. (для детей вдвое дешевле), вам потребуется 3–4 часа, а то и больше, но у нас программа была весьма плотной, так что по Miraikan мы пронеслись довольно быстро. В основном хотелось взглянуть на самого совершенного в мире человекоподобного робота ASIMO, который дает представление в строго определенное время.
Что вытворяет это механизированное 50-киллограммовое создание — вы увидите в видео ниже. Человеку, далекому от технологий, может показаться, что все просто — ну пинает робот мяч, танцует, стоит на одной ноге и крутит другой. Человек это делает с легкостью, но вы только представьте себе, как подобное реализовать в искусственном человекоподобном роботе? Какие нужны технологии, алгоритмы работы, как все рассчитать? На самом деле это вершина роботостроения. Человеческое тело само по себе невероятно, а мозг и его возможности, то, как он управляет организмом и всеми движениями — все это выходит далеко за рамки изученного наукой. Японцы смогли частично все это повторить в ASIMO и пока и близко никто не подошел к подобному уровню, если говорить о возможностях робота в совокупности.
Поражает воображение и гигантский шарообразный экран Geo Cosmos, висящий в центре зала и демонстрирующий разные карты земли: географическую, температурную и т. п.
Под этим технологическим сооружением находится своеобразная комната отдыха — можно поваляться на диванчиках, наблюдая за родной планетой, или даже поспать.
Хотите увидеть, как будет выглядеть Токио в 2050 году? Вот небольшой, но интерактивный макет:
Вокруг очень много любознательных японских школьников — они с нескрываемым восторгом крутят разные ручки, заглядывают в экраны, изучают экспонаты — вот это и есть будущее японской науки, которое страна взращивает уже сегодня:
Как вы видите, с подавляющим большинством экспонатов можно взаимодействовать. Это не просто музей, а своего рода целый учебный класс, который в увлекательной манере рассказывает о том, чего уже добилась японская наука и каких высот планирует достигнуть в будущем, над какими направлениями работать.
Еще одна интересная экспозиция, демонстрирующая принципы работы Всемирной сети:
Металлические шарики, представляющие собой биты информации носятся между серверами, оживляя огромный электронный организм Интернета. На фото сложно что-то понять, так что обратите внимание на видео ниже.
Очень понравился робот Paro, выполненный в форме детеныша тюленя и реагирующий на касания и голос. Он оказывает терапевтическое действие, успокаивая человека.
Также большое впечатление произвела инсталляция с достижениями японской науки и техники. Магнитные крепления для силового шнура электроприборов (типа MagSafe в MacBook), изобретенные в Японии в 60-х, разного рода сплавы и металлы, консерванты, технологии для создания муляжей, Walkman, световые фильтры, техника обработки металлов и ковки оружия, достижения в косметике, акриловые бассейны с толщиной прозрачных стенок в метр, древние инструменты для обработки дерева, способные снимать полупрозрачную стружку, вермишель быстрого приготовления, световые фильтры… экспонатов много, как и достижений у потомков самураев:
Магнитное крепление силового кабеля в японской электрокастрюле 60-х годов
Куб акрила — примерно такая толщина стенок в больших океанариумах
Море впечатлений и положительных эмоций, жаль только что времени было мало и все мы посмотреть в Miraikan не успели, зато попали в еще один музей, а если точнее, то в центр современного искусства Mori Arts.
Находится он в многофункциональном небоскребе Roppongi Hills Mori Tower высотой в 238 метров. Это не самое высокое здание Токио, но за счет того, что расположено оно на возвышении, смотровая площадка сверху дает просто невообразимый вид. А прежде чем попасть туда, мы посетили выставку современного искусства. Стоит отметить, что экспозиции в этом музее все время меняются, как, собственно, и само современное искусство.
Проходившая в тот момент выставка демонстрировала работы японских мастеров, желающих объединить классическое искусство и современный мир цифровых технологий. Хотя были и чисто технологические постановки, имеющие мало общего с искусством в традиционном понимании этого термина. Кстати, интересные экспонаты встречают посетителей даже перед входом в небоскреб Roppongi Hills Mori Tower. Например, некое паукообразное существо огромного размера:
Также весьма впечатляет стена из воды недалеко от здания (ее можно увидеть в видео ниже), а еще удивил местный лифт, поднимающий на 53-й этаж буквально за несколько секунд, вследствие чего даже может закладывать уши и прямо чувствуешь, как тебя вдавливает в пол. При этом стартует и останавливается он очень плавно и никакой тряски нет. Хоп — чуть заложило уши и надавило на ноги, дзинь — ты уже на месте.
Наслаждаться красивым видами миниатюрного с такой высоты Токио можно начинать в выставочном зале, так как внешняя стена практически вся выполнена из стекла. Там даже места для сидения есть:
Для тех, кто не обратил внимания на этот громадный небоскреб перед входом, в выставочном зале есть его модель:
Немного полюбовавшись на вид города, мы начали изучать примеры современного искусства в цифре. Первая экспозиция понравилась бы фанатам гонок. Ты заходишь в черную комнату, заполненную автомобильным шумом, свистом, шипением. Садишься в центре и начинаешь слушать. Так как вокруг кромешная тьма, органы зрения не работают, и начинаешь больше фокусироваться на слухе. Главное, расслабиться и выбросить все мысли из головы. Шум обволакивает тебя, кажется, будто попал на гоночный трек в разгар гонки, но тут буквально в шаге от тебя проносится болид, затем еще один и еще — оказывается, что ты попал не на трибуну, а находишься прямо на дороге, и скоростные суперкары объезжают тебя с разных сторон. Необычная экспозиция и тоже своего рода искусство, вот только воспримут его далеко не все. К высокочастотному шуму надо привыкать.
Затем мы попали в комнату, наполненную светящимися шарами разного размера — от баскетбольного мяча до гигантских сфер высотой с человека. Они очень легкие и ты их буквально расталкиваешь, иначе не пройти сквозь зал. А самое интересное, что шары постоянно меняют свой цвет. Эдакий кислотный сюрреализм.
Попалась еще пара экспозиций на автомобильную тематику. В одной из них, как я понимаю, автор предлагает ощутить музыку мотора суперкара и его мощь. Вначале видишь только желтый гоночный Lexus, контуры которого проступают во тьме. Затем вокруг начинают помигивать лампы, слышится рев мотора, световое шоу набирает обороты, рев раздается все мощнее, в него вплетаются какие-то музыкальные нотки, и в итоге перед глазами разворачивается светошумовая феерия со спорткаром в центре.
Второй стенд демонстрировал легендарный BMW M1, расписанный Энди Уорхолом в 1979 году за 23 минуты:
Было еще несколько необычных экспозиций, вроде анимированных акварельных зарисовок или оживающей картины, но все это лучше увидеть на видео вживую:
А затем мы поднялись на крышу, которая также представляет собой вертолетную площадку. Перед выходом нас попросили спрятать шапки, чтобы не сдуло, и оставить свои вещи внизу. Причиной тому, сильный ветер. Я ожидал лютого урагана, но наверху оказалось очень спокойно и практически безветренно. Вероятно, нам повезло с погодой.
Вертолетная площадка
Вот такой потрясающий вид на Токио открывается с высоты в 250 метров
Именно здесь и сделано общее фото, которое открывает данный репортаж. Туристов самих наверху не оставляют и пара охранников приглядывает за тем, чтобы народ не шалил. Одного из них Артур уговорил сфотографироваться:
Чтобы понимать грандиозность открывающегося вида, предлагаю взглянуть на видео:
У выхода посетителей ждет знатный потрошитель кошельков, то есть магазин с сувенирами, но сувениры здесь совершенно необычные, как и сама выставка. Так, вот эти роботы и машинки собраны из старых радиодеталей:
А эти вазы выполнены из бумаги:
Также там были своего рода миниатюры из бумаги — фигурки малюсенькие, не более сантиметра в высоту:
Следующая страница: Apple Store, котики и собачки, а также невероятные здания Токио

131 комментариев
Форум →